Детей,которые не любят,когда им читают ,не бывает.Но почему тогда одни дети,научившись читать,продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой,а другие-нет?Как помочь ребенку полюбить книги?Что можно сделать,чтобы чтение стало для него потребностью,доставляло удовольствие?Ответ однозначен:будущего читателя необходимо воспитывать,когда он только начинает ходить,когда он познает мир,когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
Условно в процессе становления читателя можно выделить следующие виды чтения:опосредованное(чтение ребенку вслух),самостоятельное(чтение ребенка без помощи взрослого) и чтение-творчество(чтение,построенное как процесс творческого освоения воспринимаемого произведения).Но не стоит рассматривать выделенные нами виды чтения как этапы становления читателя,они не следуют друг за другом в строгой временной последовательности,а постепенно возникая в жизни малыша,как бы дополняют друг друга.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С КНИГОЙ.
Первый вид чтения-опосредованное чтение.Ведущая роль принадлежит чтецу,т.е. взрослому,а ребенок выступает в роли слушателя.Это даёт возможность взрослому контролировать процессчтения:соблюдать ритм,варьировать текст(например,вставлять имя ребенка в стихи о детях),делая его более доступным и понятным;читать ярко и выразительно,следить за реакцией ребенка.Чтение ребенку вслух-задача не из легких.Нельзя монотонно произносить текст,его нужно обыгрывать,не торопиться,создавать голосом образы героев произведения.Малыш ни минуты не сидит на месте,он постоянно задает какие-то вопросы,быстро отвлекается.Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы,комментарии,а также такие проявления своего отношения к прочитанному,как плач,смех,протест против изложенного в тексте хода событий.Такое чтение в первую очередь-это общение.Это ваш разговор с малышом,это диалог с автором произведения.И поэтому не стоит отказываться от совместного чтения вслух,когда ребенок научился читать самостоятельно:продолжайте ему читать сами,читайте по очереди,внимательно слушайте,как он читает,привлекайте к чтению вслух других членов семьи.Чтение вслух-важнейшее средство построения взаимоотношений ребенка и взрослого,но таковым оно становится только при выполнении ряда условий.Первое-необходимо не только воспроизводить текст,т.е. произносить его вслух,но и стараться его осмыслить,понять.Совместное восприятие произведения художественной литературы,его осмысление неизбежно должны вылиться в обсуждение прочитанного:чтение сказки наталкивает нас на рассуждения о добре и зле,знакомство со стихотворными произведениями заставляет задуматься о неограниченных возможностях языка в передаче самых разных смыслов и эмоций...
Немаловажным является и то,как будет складываться круг литературы для опосредованного чтения:какие книги мы подбираем для наших малышей,насколько они разнообразны по тематике,по оформлению,по жанру или настроению.Нельзя допустить,чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение.Мир художественной литературы очень богат и многоцветен,в нем есть место и серьезному разговору,и веселой игре (сегодня ма прочитаем грустную сказку "Русалочка",а завтра найдем время для озорных"Вредных советов"
"Как хорошо уметь читать..."
Наступил долгожданный момент-ваш ребенок научился читать.Сначала это были только вывески на улице и титры на экране телевизора,а теперь это уже совсем взрослый человечек,который осмысленно "тычет в книжку пальчик".Это очень хорошо!Итак, мы подошли к следующему виду чтения-самостоятельному.Собственно самостоятельным чтение станет не скоро, и на первых порах многое зависит от взрослого:от его умения гарионично сочетать внимание и интерес к первым читательским опытам ребенка с прежнем опосредованным чтением вслух.Постепенно пусть малыш сам определяет,сколько ему читает мама(папа,сестра,брат),а сколько прочитает он.Первые попытки читать обязательно должны сопровождаться постепенным формированием навыка написания букв,их рисованием.Для юного читателя пока важнее познакомиться с буквами ,его собственное чтение носит во многом скорее механический характер.Поэтому выразительная сторона чтения художественной литературы еще долго время будет оставаться в ведении взрослого.
В период становления самостоятельного чтения становится как никогда актуальным утверждение:"Книга -лучший подарок".Подарите малышу несколько новых книг,выбирая для этого небольшие рассказы или сказки русских писателей,иллюстрированные научно- популярные издания об окружающем мире,забавные развивающие книжки-игрушки.И ещё несколько советов ,как поддержать интерес к самостоятельному чтению:
-Помогите малышу научиться ориентироваться в книжном море:научите выбирать кни"жки на полкахвашей библиотеки
-Можно провести для ребенка экскурсию в детскую библиотеку,где вам с удовольствием помогут ее работники
-Не забывайте и об авторах книг,об иллюстраторах.Обращайте внимание на то ,кто написал книгу,рассказывайте ребенку о детских писаиелях
Шаги к творчеству
Последним видом чтения станет чтение творческое,которое и является основным средством развития ребенка:развитие его речи,воображения,способности к восприятию художественной литературы.Мало читать ребенку книжки или создавать условия для формирования круга его самостоятельного чтения.Важно подготовить малыша к встрече с миром художественной литературы-миром вымысла,фантазии,воплощенных в словесных образах.Начинать развитие творческих способностей необходимо с периода опосредованного чтения и не прекращать эти упражнения и в период формирования самостоятельного.Итак,с чего же начать?Картинки в книжке....Для маленького читателя картинки в книжке-обязательное условие:это зрительная опора для восприятия услышанного им словесного образа.Важно не только обращать внимание на то,кто изображен на картинке,но и учить его обращать внимание на детали,на цветовое решение иллюстрации,на то,как художник передает настроение героя.
Но самое главное-это создавать собственное творение на бумаге,из пластилина,природных материалов и иллюстрировать ими художественное произведение.Развивая у ребенка интерес к художественному творчеству,мы способствуем развитию его фантазии,умению формировать замысел и находить форму для его воплощения
Творчество,навеянное чтением,может быть каким угодно.Главное-чтобы за то время,пока вы читали книжки ребенку,у него сформировался устойчивый интерес к такой игре" по мотивам" прочитанной книжки.Важно потом,когда он начнет читать сам,поддерживать этот интерес к рисованию,придумыванию,разыгрыванию и фантазированию,потому что чтение художественной литературы должно быть в первую очередь удовольствием. |