Тема: «Весна»
I. МИМИЧЕСКИЕ, ГОЛОСОВЫЕ, ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТЕМУ: "ВЕСНА".
1. Мимические упражнения
а) «Солнышко проснулось»: похлопать глазками, потянуться, зевнуть.
б) «Солнышко – тучка»: улыбнуться, - нахмуриться (чередовать).
в) «Апрель»:
Солнце пригревает, (Широко улыбнуться.)
Гонит с речки лёд. (Насупить брови.)
Баба снеговая
Горько слёзы льёт. (Плаксивое выражение лица.)
(Г. Ладонщиков)
2. Голосовые упражнения
Кукушка
Кто спрятался в лесок?
Подаёт голосок: «Ку-ку, ку-ку!
Сижу на суку!»
Так кукушечка поёт,
Весну зовёт: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
Лягушата
(Произносить «ква-ква» с разной интонацией, в разном темпе и разным голосом: тоненьким, грубым, звонким, весёлым, сердитым и т.д.)
Лягушата на реке закричали: «Кве-ке-ке!
Ква-ква-ква! Кви-ки-ки!
Веселимся у реки!
Ква! Ква! Ква! Ква!
«Капель»: произносить слоговой ряд «кап-кап-кап» с разной интонацией, в разном темпе и с различной силой голоса.
Большие капли капают: КАП! КАП! КАП!
Маленькие капельки: кап-кап-кап-кап-…
3. Дыхательные упражнения
«Весенний ветерок»: набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».
«Подуй на кораблик»: подуть на бумажный кораблик, плавающий в тазу.
4. Артикуляционные упражнения
«Ручеёк»: длительно произнести на выдохе звук «С______».
«Весёлые лягушки»: широко улыбнуться:
Это – лягушки.
Где у них ушки?
Ушек нет!
Зато есть рот: вот!
Большой – большой,
Как у нас с тобой.
Лягушки рот разевают, (соответственно)
Деток забавляют.
(Е.Г.Карельская)
«Сосулька»: как можно дальше высунуть изо рта острый язык, свесить его с подбородка.
II. ФОНЕТИКА
1.Уточнить произношение согласных звуков [к], [т], [б], [п], [х], [л'] в звукоподражаниях.
Сосулька
Выросла сосулька: Ух!
С крыши вдруг упала: Бух!
А за ней – вторая: Трах!
Третья следом: Трах - тах – тах!
(Е.Г.Карельская)
|
Весенний ветер
Ветер запел: «Ля – ля – ля - ля!
Нос от меня прячете зря!
Вам я несу цветов аромат
С вами весну встретить я рад.
Ля – ля - ля! Ля – ля - ля!»
(Е.Г.Карельская)
|
Весна
Вот закапали сосульки:
Кап-кап! Кап-кап-кап!
Их весною солнышко
Согревает так.
Побежал малыш по лужам:
Топ! Топ! Топ!
Звонко хлопает в ладоши:
Хлоп! Хлоп! Хлоп!
|
Мальчик весело смеётся:
Ха! Ха! Ха!
Лягушонок отвечает:
Ква! Ква! Ква!
И по лужам за мальчишкой:
Шлёп! Шлёп! Шлеп!
Друг за другом побежали:
Кто вперёд?
|
(Л. Герасимова)
Весной на опушке
Весной на опушке
Встретились две подружки:
Лягушка и кукушка.
Решили рассказать кое-что друг дружке.
|
Ква-ква! – кричит квакушка.
Ку-ку! - кричит кукушка.
Целый день по леску:
Ква-ква! Ку-ку! Ква-ква! Ку-ку!
(Лариса Лисовская)
|
2.Воспроизводить ряд слогов на одном выдохе.
Игра «Повтори за мной» (для самых маленьких): бу – бу – бу, бах – бах – бах, бух – бух – бух, ля – ля - ля и т.д.
III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ.
1.Называть по картинкам: сосулька, цветы, ручеёк, трава, солнышко, тучка и т.д..
Основные цвета: белый, голубой, зелёный, синий, чёрный.
2.Различать и употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы в единственном и множественном числе:
цветок – цветы
сосулька – сосульки
ручей - ручьи
|
белый – белые
мокрый – мокрые
сухой - сухие
|
собирает – собирают
цветёт – цветят
бежит - бегут
|
3.Понимать значение слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами:
цветок – цветочек
трава – травка
|
ручей – ручеёк
капля - капелька
|
белый – беленький
мокрый - мокренький
|
4.Формирование глагольного словаря.
Капель: капает, стучит, падает, звенит.
Цветы: растут, пахнут, цветут, распускаются, появляются.
Ручьи: шумят, бегут, звенят, текут, несутся.
IV. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ "ВЕСНА"
Цветок
Нежный цветок появился в лесу, (Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок».)
Первым встречает он солнце, весну. («Солнышко» из обеих рук.)
Утром весенним раскрыл лепесток, (Соответственно.)
В мягкой землице его корешки.(Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.)
(Н. Нищева)
«Птички»: с помощью рук изобразить птичек: крылышки, клювики.
Капель
(Пальцы стучат по ладошке.)
С крыши капает капель:
Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)
Это к нам пришёл апрель:
Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)
Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек.)
И быстрей звенит капель:
Кап, кап, кап, кап, кап! (В быстром темпе.)
(Е.Г.Карельская)
|